Аренда строительного оборудования и инструмента в Санкт-Петербурге

История появления, совершенствования и использования мотопомп и насосов

Проблема перемещения грузов, в том числе и жидких, стояла перед людьми со времени развития человечества. И, в то же время, применять механизмы подъема и перемещения жидкостей, подобные современным насосам, люди начали сравнительно недавно. Мы знаем из истории, что еще до нашей эры люди пытались изобретать механизмы подачи воды, но только в середине второго тысячелетия появились агрегаты, отчасти похожие на современные.

Первые попытки создания насосов

Насосы и насосное оборудование работают по принципу перемещения жидкости при создании отрицательного давления в рабочей камере, которое появляется при откачивании воздуха из нее при помощи поршня. Такие устройства способны перекачивать жидкости разной плотности, вязкости и любых других характеристик.

Первый обычный ручной насос, состоящий из поршня, трубы и наконечника, был сделан в 1439 году в Германии мастером Платнером. В те же годы великими учеными, такими как Леонардо да Винчи, проводились исследования действия центробежных сил, и были попытки применения полученных знаний для создания механизмов подачи воды из водоемов. Судя по известным эскизам, идея конструирования центробежного (лопастного) насоса приходила итальянскому ученому в голову. Долгое время попытки создать что-то наподобие такого устройства не получались, и лишь с изобретением паровой машины такие механизмы начали создаваться и совершенствоваться.

Рисунки механизмов по подъему воды. Леонардо да Винчи

Первые прототипы центробежного насоса французские инженеры Бланкано и Папен создали в 17-м веке. Но все же настоящий центробежный насос появился в 1732 году, разработанный Демуром. Самым большим недостатком созданных устройств было их разрушение из-за недостаточной смазки вращающихся деталей. Да и большая утечка воды, износ и маленький КПД не стоили затраченных усилий.

Только в 19-м веке появились предпосылки к прорыву - были разработаны первые реально работающие водоподъемные агрегаты. Создавались они Джонсоном и Андреасом из США, Пушечниковым и Саблуковым из России, Гуинном и Апполдом из Великобритании.

Появление классических насосов, их виды

Классический центробежный насос, форма которого используется и поныне, был сделан Андреасом в 1818 г. в Бостоне. Основой конструкции двухпоточного спирального насоса было полуоткрытое рабочее колесо с радиальными прямыми лопастями. А еще через 28 лет Андреас определил и доказал, что применение криволинейных лопастей более эффективно при нагнетании жидкости, чем прямых.

Прошло еще немного лет, и в 1851 году Осборн Рейнолдс стал первым в мире, получившим патент на многоступенчатый центробежный насос. Этот насос немногим отличался от современных, имеющих лишь улучшенную конструкцию и более точные данные характеристик проточной части. Лопастные насосы были усовершенствованы после опубликования результатов исследования профессора Пфлейдерера в 30-х годах прошлого века, который установил, что от числа лопастей зависят гидравлические характеристики насоса. Это дало толчок к повсеместному производству и использованию центробежных (лопастных) насосов.

Принцип работы поршневых насосов, работающих при помощи сжатого воздуха, широко используется во многих современных аппаратах.

Параллельно пытались создавать вращающиеся насосы и другие гидравлические устройства. В начале 20-го века инженером С. Хиншем (Германия) был сделан первый вихревой насос – центробежный самовсасывающий, а в 50-х годах появился лабиринтный насос как разновидность роторного.

Появление и использование насосов в России

Появление электродвигателей дало толчок развитию центробежных насосов и в Российской империи. Конец 19-го века стал вехой в истории водоснабжения Москвы, когда для подачи воды в город начали использовать вертикальный многоступенчатый насос для буровых скважин, разработанный во Франции на заводе Фарко. Его производительность была 200 кубометров воды в час, а КПД до 70%. Первые центробежные насосы в самой России стали производить в 1880 году на московском заводе Густава Листа.

Экспозиция насосного оборудования завода Листа в 1896 г.

С развитием насосов появилась новая отрасль машиностроения – насосостроение, которая производит более четырех тысяч видов насосов, использующихся не только в промышленности, но и для личных нужд потребителей. Сейчас совсем не удивительно с помощью электронасоса обеспечивать дом, приусадебный участок водой из колодца или скважины.

Современная жизнедеятельность человека не обходится без насосов. Они окружают нас повсюду, даже в жилье. Обычный пульверизатор, пылесос и вентилятор тоже можно счесть за насосное оборудование. А разнообразие агрегатов для подачи воды в окружающем мире просто невероятно: лопастные, артезианские, крыльчатые, струйные, центробежные, паровые, роторные, – для любой цели можно подобрать идеально подходящее оборудование.

Появление мотопомп

Двигатель внутреннего сгорания Ленуара, а затем - разработанный электродвигатель переменного тока, дали толчок к появлению современных помп. Человечество наконец избавилось от личного участия в процессе перемещения жидкостей. Поршень насоса начал двигаться с помощью электродвигателя, появились электронасосы, заменившие со временем бензиновые. Так появились мотопомпы.

Первые мотопомпы, созданные в городе Вюртемберг в 1925 году, применялись, в основном, для тушения пожаров. Они имели большие габариты и были несколько неудобны в перемещении. Их приходилось возить на повозках или на специально сделанных автомобилях.

В России первые мотопомпы стали выпускаться на заводе «Прометей» в Ленинграде. Сначала они создавались только для промышленности и сельского хозяйства, а спустя некоторое время получили более широкое распространение.

В середине прошлого века начали эксплуатироваться первые переносные и прицепные мотопомпы. Разработки новых моделей продолжались, и в 90-х годах специалисты отдела «Каланча» разработали новую пожарную мотопомпу «Гейзер». Она была более легкой и превосходила по качеству подобные агрегаты, потому что в ее конструкции применялись современные материалы.

Виды современных мотопомп

Современные бензиновые мотопомпы – мобильные, экономичные устройства, применяющиеся в любой отрасли. Каждый желающий может купить такой агрегат в личное пользование. Они просто незаменимы при откачке воды из заболоченных местностей или поливе сельскохозяйственных культур в местах, куда не проложен водопровод.

Дизельные мотопомпы – еще один вид такого механизма, который применяется для перекачки жидкости в больших количествах. Они более долговечны, имеют больший моторесурс, а производительность дизельных помп самая высокая среди подобных устройств.

Электрические мотопомпы используются в случаях перемещений жидкости в закрытых помещениях, где невозможно применение бензиновых и дизельных двигателей. Конструкция мотопомп постоянно совершенствуется и сегодня всемирно известные компании Hyundai, Honda, Daishin и многие другие выпускают их различные модификации.